- ПИСЬМО
- ПИСЬМО.1. Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических знаков передавать информацию на расстояние и закреплять ее во времени.2. Вид письменного сообщения, текст.3. Продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме. Обучение П. включает работу над техникой П. (графика, орфография, пунктуация) и над письменным выражением мыслей на изучаемом языке (письменная продуктивная речь). Рецептивная письменная речь воплощается в чтении. Объектами изучения письменной речи являются предложение, абзац и связный текст. П. используется как самостоятельная форма общения, однако овладение ею происходит на базе звуковой речи. В обучении П. можно выделить три этапа: овладение графикой и орфографией, усвоение структурных моделей предложений; овладение П. как средством общения. Трудности обучения П. могут быть связаны с несформированностью речи, двигательных навыков, зрительного восприятия, а также нарушений в развитии других познавательных функций. Несовпадение графической системы родного и изучаемого языка является причиной интерференции и также вызывает затруднения при овладении новым графическим кодом. Полная несформированность П. при глубоких поражениях мозга называется аграфией. В отечественной методике принято разграничивать термины письмо и письменная речь. Первый термин обозначает способность составлять из букв слова, что предполагает владение графическими, орфографическими и каллиграфическими навыками. Письменная же речь является умением, формируемым на основе навыков письма и обеспечивающим способность выражать мысли в письменной форме, т. е. создавать тексты разных типов и жанров. При этом можно выделять два вида письменной речи: речь учебную и коммуникативную. В зарубежной методике для обозначения учебной письменной речи используется термин guided writing, а коммуникативной письменной речи – термин free writing (Kroll, 1993; Мусницкая, 1991; Гальскова, Гез, 2004; Мильруд, 2007; Соловова, 2002).
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.